Город Пушкин, основанный в 1710 году как императорская резиденция, именовавшаяся Царским селом, получил статус города в 1808 году. Первая железная дорога в России —Царскосельская — была построена здесь в 1837 году и связала Пушкин со столицей. В 1918 г. — после Октябрьской революции — город переименовали — он стал называться Детское село. И уже в 1937 году ему было присвоено название Пушкин в связи со столетней годовщиной трагической смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

В городе располагается дворцово-парковый ансамбль XVIII века «Царское село», который включает в себя Екатерининский и Александровский дворцы, различные павильоны и прилегающие парки. Все объекты этого музейного комплекса находятся под защитой всемирной организации «ЮНЕСКО».

В период шведского присутствия с 1609 по 1702 годы на месте Екатерининского дворца находилась шведская усадьба под названием «Сарская мыза». Это было небольшое деревянное строение с прилегающими к нему подсобными помещениями и садом. После изгнания шведов Пётр Первый пожаловал эти земли своему другу и сподвижнику Александру Меньшикову. Позже императорским указом от 13 июня 1710 года все здешние угодья, включавшие в себя 43 окрестные деревни, были переданы в дар Марте Скавронской, ставшей в 1712 году женой Петра Великого, а после его смерти российской императрицей Екатериной Первой. Это дата — 13 июня 1710 года — стала считаться датой основания города. В период с 1717 по 1724 годы архитектор Иоганн Браунштейн возводит здесь для Екатерины небольшой двухэтажный каменный дворец, который получил название «Дворец 16ти палат» по количеству располагавшихся в нём комнат.

Во времена правления дочери Петра Великого императрицы Елизаветы Петровны Царское село становится императорской резиденцией. В 1750-60 гг. основатель русского барокко — итальянец по происхождению — архитектор Франческо Бартоломео Растрелли перестраивает небольшой дворец Екатерины Первой в роскошную летнюю загородную резиденцию, которая получила название Екатерининский дворец. До настоящего времени это уникальное строение сохранило свой первоначальный облик. Все интерьеры дворца изначально были выполнены в стиле русского барокко; однако в период правления Екатерины Великой дворцовое строительство стало развиваться на основе иных художественных принципов. В конце XVIII века в Европе наступила эпоха классицизма, и часть залов была реконструирована.

Сейчас мы имеем возможность увидеть интерьеры как в стиле русского барокко времён Елизаветы Петровны, так и в стиле русского классицизма эпохи Екатерины Великой.

На протяжении многих лет Екатерининский дворец служил загородной резиденцией русских монархов. И лишь после революции 1917 года он становится фактическим музеем. Официально Екатерининский дворец-музей был открыт 9 июня 1918 года. В это же время музеями становятся Александровский дворец и парковые павильоны: Эрмитаж, Адмиралтейство, Агатовые комнаты, Концертный зал, Турецкая баня, Китайский театр, Белая башня и т.д.

Во время Великой Отечественной войны — во время оккупации Пушкина немецкими войсками — дворцово-парковым сооружениям был нанесен невосполнимый ущерб. Многие памятники архитектуры превратились в руины; Екатерининский дворец в результате пожаров утратил большую часть внутреннего декора и убранства.
Тем не менее были спасены огромная часть бесценных сокровищ благодаря усилиям работников музея, которым удалось укрыть часть экспонатов в подвалах дворца или вывести их в глубь страны.

Послевоенная реконструкция до сих пор не закончена — несмотря на то, что большая часть интерьеров уже воссоздана — включая такие прославленные залы как янтарная комната, большой тронный зал и т.д.

Конечно, нельзя не упомянуть жемчужину Екатерининского дворца — всемирно известную янтарную комнату. История этого уникального интерьера берёт своё начало с Петровских времён, а именно с создания янтарных панно по приказу Прусского короля Фридриха Вильгельма I, который преподнёс их в качестве свадебного подарка Петру Первому и Екатерине Алексеевне. По приказу императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII века начинается оформление янтарной комнаты в Екатерининском дворце, которое завершилось во всём своём великолепии уже в период правления Екатерины Великой. На протяжении многих десятков лет это мозаичное чудо приводило в восторг посетителей императорской резиденции. Однако во время фашистской оккупации янтарные панно были вывезены в Германию, где их след исчезает. И хотя поиски непрестанно продолжаются, местоположение этих панно остаётся загадкой и по сей день.

Но благодаря усилиям русских мастеров янтарная комната была воссоздана по сохранившимся фотографиям и чертежам, чудом уцелевшим в годы Второй мировой войны. Торжественное открытие янтарной комнаты, состоявшееся в 2003 году, было приурочено к празднованию трехсотлетия Санкт-Петербурга.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>